25-11-2022
Фильм о Кобызе, как инструменте казахского фольклора
  

Завершился монтажно-тонировочный период документального фильма под рабочим названием «Хранитель», производством которого занимается киностудия «Казахфильм» им. Шакена Айманова при содействии Государственного центра поддержки национального кино по заказу Министерства культуры и спорта РК. 

Документальная лента в жанре исследование расскажет зрителю об истории создания Кобыза от лица известного музыканта Саяна Акмолдаева. 

«Он профессиональный специалист, параллельно владеющий домброй и кобызом. С 2000 года преподает инструмент қыл-қобыз для учащихся республиканской казахской специализированной музыкальной школы-интернат для одаренных детей им. А. Жубанова» - добавил режиссер картины Ален Рахметалиев.

По словам сценариста и по совместительству режиссера фильма Алена Рахметалиева «Хранитель отличается от других произведений киноискусства, в первую очередь, главным героем. Саян Акмолдаев является гениальным музыкантом, и звукооператор в архиве. Выпустив множество сборников кюев и песен, Саян передает свои знания не только ученикам, но и выпускает сборники с тысячами кюями и песнями. Он настоящий хранитель древних звуков и знаний.

Главный герой ленты является Хранителем тех древних знаний, передающихся из уст в уста на протяжение веков. 
 
«Великая степь — это огромная транзитная зона, через которую с древнейших времен проходили миграционные пути. Именно факт того, что территория транзитная, и расположена в центре материка, сыграла свою роль в сложности этногенеза. Вместе с этой “проходимостью”, которая усиливала интенсивность развития этнических процессов не исключает и преемственность поколений» - высказался режиссер. 
По заявлению создателей фильма, суть киноленты заключается именно в том, что «Хранитель» - напрямую связан с деятельностью Саяна Акмолдаева. Сохранить музыкальные традиции, которые меняются и искажаются с глобализацией, и передать их следующему поколению задача нынешних юнцов и стариков.

«Основной ценностью нашего фильма заключается мысль, что игра на кобызе не дается каждому. Всем известно, что инструмент обладает магическими способностями и чаще всего музыкантам даже приходят видения. Но также мы показываем героя не только как музыканта, но и как архивиста и реставратора старых аудиозаписей»

Один из интересных эпизодов в фильме связан с кинохроникой 30-ых годов. Просматривая кинохронику, Саян определил баксы запечатленного на старой записи без звука. А определил он исключительно по стилю игры Кобызиста.  
Съемочный процесс проходил в основном в нескольких локациях, это Казахская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей имени А.Жубанова, а также в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи. Саян Акмолда совмещает преподавание с научно-исследовательской деятельностью, и съемки проходили в естественной среде для главного героя. 

Для Алена Рахметалиева режиссера картины «Хранитель» станет дебютом в документальном кино.
«Подобная тематика по-своему мне чуть-чуть близка, потому что в прошлом я частично был приближен к музыке. А вместе со съемочным процессом и Саяном мне удалось полностью погрузиться в мир фольклора и музыкантов».